Учебно-образовательная и экскурсионная программа Дрезден-Лейпциг-Вроцлав (8-12 апреля 2019 года)
Завод BMW в Лейпциге — один из наиболее современных и перспективных автомобильных заводов в мире. Он производит автомобили BMW с 2005 года, до 740 машин сходит с линий ежедневно.
Центральное здание завода построено по проекту выдающейся женщины-архитектора Захи Хадид, и является воплощением идеи о том, как архитектура может позитивно влиять на атмосферу и продуктивность работы предприятия. Здание вмещает отделы администрации, контроля качества, дизайнерские и другие службы, а также соединяется с производственной территорией предприятия.
Осенью 2013 года на заводе началось серийное производство BMW i3, а весной следующего года было запущено производство BMW i8 — двух нацеленных в будущее автомобилей, оснащенных электрическим и гибридным приводами.
Главной целью проводимой по предприятию экскурсии являлось знакомство студентов машиностроительного факультета с особенностями производства именно двух этих моделей.
BMW i3 стал первым автомобилем, для которого цели экологической устойчивости последовательно воплощались с той же тщательностью, что и вопросы стоимости, массы автомобиля и качества. Еще одна цель — максимальное снижение воздействия производственного процесса на окружающую среду и акцентирование внимания на таких аспектах, как потребление энергии и воды, выбросы растворителей и переработка отходов.
Инновационная архитектура BMW i3 состоит из двух основных элементов: алюминиевого модуля Drive, включающего в себя силовую установку, шасси, батарею, а также структурные и защитные элементы, и модуля Life или кузова автомобиля, изготовленного из углеродного волокна. Стоит отметить, что применение углеродного волокна при создании кузова позволило компенсировать большой вес батареи и тем самым обеспечить больший запас хода электромобиля.
Студенты смогли увидеть процесс создания отдельных кузовных элементов, представляющих собой несколько слоёв полотна из углеродного волокна, которые в специальных штампах пропитываются эпоксидными смолами и формуются при высокой температуре и давлении.
Далее отдельные элементы поступают в кузовной цех, где огромное количество промышленных роботов при помощи клеевых соединений создают готовый кузов автомобиля.
Интересной оказалась организация работы главного сборочного конвейера, на котором практически вся начинка автомобиля собирается работниками вручную, а роботы помогают лишь при установке крупногабаритных деталей. Уровень автоматизации — всего 5%. Менеджеры BMW объясняют это фирменным принципом индивидуализации автомобилей (различные комбинации цвета кузова и обивки, материалов, дополнительного оборудования). Чтобы не запутаться в таком многообразии, на капоте будущего автомобиля вместо фирменной эмблемы закрепляют миниатюрный «черный ящик» с описанием конкретной комплектации, которую заказчик может выбрать всего за шесть дней до начала сборки. «Начинка» кузова комплектующими производится в 220 этапов, каждый из которых в среднем занимает чуть больше минуты. Все это происходит при тщательном контроле качества каждой выполненной операции. Например, за автоматической вклейкой стекол следят 60 камер, но и после этого рабочие с помощью специальных шаблонов проверяют аккуратность установки.
Апогеем сборки является «женитьба» кузова с шасси. Далее устанавливаются фары, бамперы и производится заправка автомобиля эксплуатационными жидкостями. Раз в неделю один из новых автомобилей отправляется на так называемую площадку аудита — для досконального анализа качества сборки.
Студенты во время экскурсии с большим интересом погрузились в изучение особенностей производства на данном заводе.
Также для ребят во время посещения Лейпцига была организована обзорная экскурсия по городу, в процессе которой экскурсовод акцентировал внимание на культурном наследии города, его знаменитых личностях, неповторимой архитектуре таких сооружений, как Старая Ратуша, Николайкирхе, Томаскирхе, площадь Аугустусплац, Лейпцигская филармония, Kroch-haus, площадь Маркт, здание Старой биржи, а также Лейпцигского университета, который ребятам была предоставлена возможность посетить.
Подробный фотоотчёт смотрите в галерее